Ответов: 1 шт.
Лепка - Вид пластики - создание скульптурных произведений из пластичных материалов Художественная л. Класс лепки. О чертах лица, очертаниях головы: форма Лицо грубой лепки. Произведения такого искусства Коллекционировать лепку. См. лепить
Значения:
ЛЕ́ПКА,
-и, женский род
1. Действие по глаголу лепить (в 1 знач.). Урок лепки. Материал для лепки. || Лепная работа в отношении к ее качеству. Прекрасная лепка. ◆ [Профессор Пименов] хвалил меня, как за рисунок, так и за лепку. М. Антокольский, Из автобиографии.
2. То, что вылеплено. В углу кучка глиняной лепки — дощечки с листьями, фруктами. Катаев, Политотдельский дневник.
3. перен.; с определением. Форма, контуры. Добужинский был высок и несколько массивен, но с очень красивой лепкой головы, что и видно на портрете. Милашевский, Вчера, позавчера. — Это как раз очень хорошо, — перебила его девочка, нервным движением отбросив вверх волосы и приоткрыв чудесной лепки лоб. Павленко, Счастье.
ЛЕПИ́ТЬ, леплю́, ле́пишь; несовершенный вид, переходный глагол
1. (совершенный вид вылепить). Создавать какое-либо изображение из пластического материала. Здесь хотят лепить мой бюст. Пушкин, Письмо Н. Н. Пушкиной, 14 и 16 мая 1836. Яша, устав возиться с бумагами ---, начинал лепить из вара фигурки коров и лошадей. Бубеннов, Белая береза. Он лепит скульптурные портреты. Воронова, Шадр. || переносное значение Создавать средствами искусства (литературы, живописи, музыки) художественные образы. Писемский лепит прямо с натуры, и создания его выходят некрасивые, грубые, кряжистые. Писарев, Женские типы. Задача поэзии сегодня в углублении достигнутого. Классики превосходно лепили образы людей. Нашим же современникам плохо даются даже портреты. Сельвинский, Я буду говорить о стихах. Художник смело лепит форму [росписи Дмитриевского собора] с помощью сочных мазков и резких высветлений. Лазарев, Средневековая русская живопись.
2. (совершенный вид слепить). Делать, изготовлять, мастерить что-либо из мягкого вязкого вещества или с помощью его. Ласточка лепит гнездо. ◆ [Даша] села за стол и принялась раскатывать тесто и лепить пельмени. Ананьев, Межа.
3. Разговорное Приклеивать. — Барыни мушки на лицо себе лепят. Мельников-Печерский, Старые годы. [Гиляровский] напечатал --- радужные значки с клеем на обороте и лепил их повсюду, где можно и где нельзя. Телешов, Записки писателя.
4. переносное значение, разговорное Помещать одно сразу же за другим (буквы, слова, строчки), не оставляя промежутков. [Плюшкин] стал писать, --- лепя скупо строка на строку. Гоголь, Мертвые души.
5. без доп. Разг. Попадая на лету во что-либо, налипать, залеплять (о снеге). Всю ночь мокрый снег лепил в большие окна. А. Н. Толстой, Хлеб. Снег лепил в лицо, порошил глаза. Паустовский, Северная повесть. | в безл. употр. Только деревья мелькают перед глазами да лепит в лицо грязью из-под копыт лошади. Бунин, Антоновские яблоки. || Идти (о мокром снеге). [Федор Иванович:] Снег-то третий день лепит и лепит. Розов, Вечно живые.
Ле́пка (ст.-слав. лѣпити от древне-греческого λιπος — жирный, липкий) — совокупность методических и технических приёмов работы с мягкими материалами, основанных на способе формообразования, называемым формосложением, т. е. на прибавлении, «прилипании» (отсюда этимология) мягкого либо влажного материала — сырой глины, воска, гипса, пластилина, полиморфных материалов типа поликапролактона.
Близкий термин — пластика (древне-греческое πλαστική — лепка) — вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из мягких материалов способом лепки (в старину: «лепления»). Такой способ противополагается скульптурному способу формообразования, основанному на формовычитании — отниманию, удалению лишнего из первоначальной массы каменного или иного блока твёрдого материала: глыбы мрамора, ствола дерева.
В творческом процессе лепка часто служит способом создания предварительного эскиза, этюда будущей скульптуры, которую художник намерен выполнить скульптурным способом в твёрдом материале. В ренессансной Италии такие этюды называли — боццетто. Однако их отличали от моделло — подготовительной модели будущей статуи небольшого размера (она могла выполняться из твёрдых материалов), которую затем механически увеличивали до нужных размеров; иногда с помощью специальной пунктировальной машины.
Не случайно лепка по причине относительной лёгкости и простоты работы используется для обучения будущих художников, в частности скульпторов, мастеров декоративно-прикладного искусства, а также в средних специальных художественных школах, детских студиях и кружках самодеятельного творчества. Выдающийся английский скульптор и педагог Эдуард Лантери, учитель многих известных художников, обобщил свой опыт в трёхтомном издании «Моделирование. Руководство для учителей и студентов» (Modelling; A Guide for Teachers and Students ,1911), выдержавшей множество переизданий, в том числе и на русском языке. Термин «моделирование» в англоязычной традиции означает одновременно и лепку, и формование (снятие форм с лепной модели для последующей отливки в гипсе, фарфоре или бронзе).
В монументально-декоративном и декоративно-прикладном искусстве используют декоративную, в частности орнаментальную, лепку. В экстерьере и интерьере архитектурных сооружений такую лепку именуют лепниной, хотя на самом деле она, как правило, представляет собой не лепку, а отливку декоративных деталей, обычно из гипса с наполнителями, в заранее приготовленные формы. Близкие названия: моденатура, мулюра.
ИЩУ ОТВЕТ